В статье выполнен анализ возможностей развития креативных кластеров – одного из перспективных направлений диверсификации экономики в малых и средних городах Российской Федерации, сельских населенных пунктах. Об актуальности исследования свидетельствует отсутствие четкого понимания способа решения задачи по формированию условий, необходимых для создания креативных кластеров как на высокоурбанизированных территориях, так и в небольших населенных пунктах для сокращения негативных последствий дифференциации территорий по уровню и качеству жизни в последние тридцать лет. Цель исследования – на основе анализа ситуации, сложившейся в данной сфере, определить условия, необходимые для создания в стране разветвленной сети креативных кластеров на территориях различного иерархического уровня. Для достижения цели решены задачи: определены специфические особенности креативного кластера, выполнена оценка пространственной дифференциации креативных кластеров, учитывающая количественные и пространственные характеристики, выявлены условия, необходимые для создания творческого продукта и вывода его на рынок, сформирована типологическая матрица пространственной дифференциации креативных индустрий регионов Российской Федерации как основа для разработки стратегических документов их развития. В рамках работы получены следующие наиболее важные научные результаты, определяющие ее научную новизну и значимость: 1) установлено, что пространственная дифференциация креативных кластеров выражается, в частности, в их максимальной концентрации в Москве и Санкт-Петербурге и минимальной – в Южном, Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах; 2) определен перечень условий для создания креативных кластеров; 3) сформирована типологическая матрица пространственной дифференциации креативных индустрий с выделением 25 групп регионов Российской Федерации, позволяющая разработать стратегические документы развития креативных индустрий, специфицированных к особенностям той или иной группы регионов. Полученные выводы могут быть использованы органами государственной власти для принятия обоснованных решений в сфере приоритетных задач социально-экономического развития региона, повышения его устойчивости и сбалансированности
Ключевые слова
креативные индустрии, творческие индустрии, креативная экономика, креативные кластеры, креативные пространства, конкурентоспособность территорий, человеческий капитал, пространственная дифференциация креативных кластеров, урбанизированные территории