Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
22.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Особенности современной международной образовательной иммиграции в российских регионах

Лебедева Т.В.

Том 28, №1, 2024

Лебедева Т.В. (2024). Особенности современной международной образовательной иммиграции в российских регионах // Проблемы развития территории. Т. 28. № 1. С. 132–146. DOI: 10.15838/ptd.2024.1.129.9

DOI: 10.15838/ptd.2024.1.129.9

В условиях интернационализации образовательной среды и расширения потоков международной образовательной миграции возрастает значение проведения исследований и научного осмысления особенностей данных процессов не только в мире в целом и в макрорегионах, но и на территории различных местностей отдельных государств. Однако большинство работ как отечественных, так и зарубежных ученых в области образовательной миграции проведено на глобальном или страновом уровне, анализу региональных особенностей образовательной миграции пока уделяется недостаточно внимания. Поэтому целью исследования, результаты которого представлены в статье, стала оценка объемов современной международной образовательной иммиграции в регионах Российской Федерации. В качестве массива статистических данных использованы информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга деятельности вузов Российской Федерации, проведенного Главным информационно-вычислительным центром МИРЭА – Российского технологического университета в 2022 году, а также показатели официальной статистики Росстата и Минобрнауки России. Выявлено, что основная доля иностранных граждан, обучавшихся в 2021 году по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, предпочитала получать высшее образование в региональных вузах России. Если по числу обучающихся иностранных граждан выделялись университеты Центрального и Северо-Западного федеральных округов, то по удельному весу иностранцев в общей численности студентов лидировали региональные вузы других федеральных округов. Хотя лидером по объемам привлечения в вузы иностранных граждан и росту доли студентов-иностранцев в составе всего студенчества пока остается Центральный федеральный округ, привлекательность для иностранцев вузовских систем других федеральных округов постоянно возрастает. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов академическим сообществом и органами власти всех уровней при проведении оценки влияния образовательной иммиграции на социально-экономическое развитие российских регионов и разработке мер по стимулированию привлечения иностранных граждан в региональные вузы страны

Ключевые слова

иностранные студенты, образовательная иммиграция, вузы российских регионов

Полная версия статьи