Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
22.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

О выборе карьерных стратегий аспирантами федеральных университетов

Михалкина Е.В., Скачкова Л.С.

№6 (104), 2019

Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. О выборе карьерных стратегий аспирантами федеральных университетов // Проблемы развития территории. 2019. № 6 (104). С. 151–172. DOI: 10.15838/ptd.2019.6.104.10

DOI: 10.15838/ptd.2019.6.104.10

Неоднозначные показатели развития программ подготовки кадров высшей квалификации в РФ, трудности и институциональные барьеры, препятствующие выходу на академический и неакадемический рынки труда выпускников аспирантур, а также новые тренды в области научно-технологического развития обусловили исследовательский интерес авторов к изучению выбора аспирантами будущих карьерных стратегий. От направленности и содержательности карьерных стратегий аспирантов, по мнению авторов, зависит формирование человеческого капитала в сфере производства и передачи знаний. Основываясь на результатах экспертного опроса, организованного в рамках реализации первого этапа исследовательского проекта «Выбор карьерных стратегий аспирантами», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (грант 18-010-00591), авторы подвергают проверке гипотезу о существовании четырех типичных карьерных стратегий, которые могут быть выбраны аспирантами на академическом и неакадемическом рынках труда: стратегия «исследователя» (развитие преимущественно в научно-исследовательской сфере), стратегия «научно-педагогического работника-фрилансера» (ориентация на мобильность, работу в других университетах, в сфере научных исследований и преподавания), стратегия «типичного преподавателя» (типичный поступательный алгоритм развития выпускника аспирантуры: от ассистента до доцента и профессора), а также стратегия «неопределившихся». Выводы о профессиональном выборе выпускников аспирантур формируются на основе опроса 1429 респондентов из 5 федеральных университетов (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Северо-Кавказский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет)

Ключевые слова

научные кадры, аспирантура, воспроизводство человеческого капитала, кадровое обеспечение регионов, рынок труда аспирантов, карьерные стратегии аспирантов, академический рынок труда

Полная версия статьи