Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
09:3216.08.201808.2018с 01.01.2018
Просмотры8 (56*)90019633
Посетители25 (69*)109622074
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Исследование компетенций населения

Устинова К.А.

№6 (74), 2014

Устинова К.А. Исследование компетенций населения // Проблемы развития территории. 2014. № 6 (74). URL: http://pdt.isert-ran.ru/article/1204

В статье показана роль компетенций населения в формировании инновационной экономики. Обозначены проблемы их формирования, связанные с увеличением разрыва между накопленными навыками и требуемыми в условиях инновационного развития, с увеличением спроса на те компетенции, которые не сформированы у населения в должной мере. На региональном уровне определены причины, обусловившие недостаточный уровень развития этих навыков. Представлена эволюция подходов к определению компетенций, различающихся содержанием основных идей, к их исследованию: от подходов, в которых учитываются поведенческие характеристики, а также сформированные населением знания и навыки, до тех, в которых акцентируется внимание на степени соответствия навыков требованиям инновационной экономики. Показано, что к исследованию компетенций необходимо подходить системно, принимая во внимание аспекты, связанные как с оценкой уровня развития навыков и степени их соответствия требованиям рабочих мест, так и с созданием условий для их совершенствования. На основе анализа данных мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области установлено, что среди общих навыков наиболее востребованы хорошее здоровье и высокий уровень знаний, среди поведенческих – коммуникативные навыки. По результатам исследования выявлены навыки, развитые у населения в меньшей степени, которые необходимо совершенствовать в первоочередном порядке, – компьютерная грамотность, использование программного обеспечения, инициативность, творческий подход. Определено, что одним из инструментов развития навыков могут выступать раз- личные формы кооперации и сотрудничества между образовательными учебными заведениями и работодателями, среди наиболее распространенных – заключение договоров о про- хождении студентами практики, о целевой подготовке специалистов, в меньшей степени распространено непосредственное участие работодателей в образовательном процессе. Приведены рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования навыков и тем самым человеческого капитала

Ключевые слова

человеческий капитал; компетенции; общие навыки; поведенческие навыки; инновационное развитие территорий

Полная версия статьи